Три спаса

В августе чувствуется легкое дыхание осени: дни становятся короче, ночи – наоборот длиннее. В хорошую погоду, где-то за городом, так приятно наблюдать за августовским звездопадом, когда звезды с бескрайнего неба падают одна за другой. Ветви деревьев под тяжестью плодов (яблок, груш, слив, абрикос, вишни) склоняются почти до земли, а на рынках продают чарующие своим размером гроздья винограда, лесные орехи и баночки (от самой маленькой до трехлитровой) с душистым золотистым медом.

Все это напоминает нам, что август - месяц удивительных праздников - Спасов, которые идут, сменяя друг друга: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа), Ореховый (29 августа).
 Слово «Спас» сразу вызывает у нас в памяти имя Иисуса Христа - Спасителя. Ведь ему православной церковью и посвящены эти праздники.

Медовый спас

Первый Спас отмечают 14 августа. Праздник - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Появление праздника в греческом часослове объясняется так: каждый год, особенно в августе, жители Константинополя страдали от страшных болезней, возникающих из-за летней жары. И чтобы не возникло эпидемий, из храма Святой Софии выносили частичку креста (на котором был распят Иисус), и освящали водоемы и колодцы. Происходило чудо - болезнь уходила из города. Сегодня освящают воду не только в память о константинопольском чуде. По преданию, именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь.

Поэтому Первый Спас еще в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду.
В старину обязательно в этот день старались искупаться в речке или озере, а вот купаться после 14 августа не приветствовалось - можно заболеть или даже утонуть.

В этот праздничный день освящают не только воду, но и мед. Ведь с его помощью лечились от разных недугов (множественные целебные свойства меда все мы хорошо знаем) и это было первое лакомство на столе. Вот и название праздника - Медовый Спас.


Яблочный спас

Второй Спас отмечают 19 августа - праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед своими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор(в Галилее), во время совместной молитвы.

Преображение Иисуса показало еще раз, что соединены в Нем два естества - божественное и человеческое. Второе название праздника - Спас на горе. До прихода христианства наши предки традиционно отмечали праздник сбора урожая, чествуя матушку-природу, которая щедро одаривала своих сыновей и дочерей вкусными плодами.
В этот день в первый раз лакомились фруктами, особенно яблочками. Их дарили друг другу на счастье, с пожеланиями добра.
Люди свято верили, что 19 августа чудо-плоды приобретают особую силу, и откусив яблоко, загадывали желание. Почетное место на столе отводилось пирогам и пирожкам с яблоками! А яблочное варенье, словно янтарное побережье, залитое солнцем!

Вечером, на закате, все выходили в поле, лес, чтобы проводить лето – ведь считалось, что оно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью. После крещения Руси яблоки, виноград и другие фрукты стали освящать в храмах - во имя Христа. По традиции все, что населяет мир: от человека до растений, должно быть посвящено Богу. Церковь рекомендовала до Яблочного Спаса есть только огурцы, а кто нарушал, считался грешником. Какова же была радость детей и взрослых, когда на столах появлялись поистине божественные фрукты и овощи! По древней традиции в этот день всех бедных угощали яблочками.

Ореховый спас

29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа.

Этот праздник связан с чудом: в далекие времена случилось так, что князь Эдессы (один из сирийских городов), Авгарь. заболел проказой. Несчастный долго лечился, призывал к себе разных лекарей - но все безуспешно. И вот однажды он услышал о чудотворце из Палестины. Говорили, будто он одним своим видом исцеляет людей. Авгарь отправил к врачевателю своего художника. Конечно же, этим чудесным волшебником был Иисус Христос. Художник Авгаря не смог написать портрет Богочеловека. Тогда Христос умыл лицо, отер его полотенцем (убрусом), на котором и остался отпечаток. Получив от Спасителя полотенце Авгарь отправился в обратный путь.

Стоило князю прикоснуться к полотенцу, исцеление было получено тут же. Праздник назвали Ореховым Спасом потому, что именно к этому дню поспевали лесные орехи. В давние времена, чтобы узнать, сбудется ли заветная мечта, нужно было мысленно загадать желание (вслух не произносить!) и бросить в костер орех. Если он вспыхнет и запылает - сбудется. В народе орешник считался благословенным, его ветки и плоды защищали от порчи. Для этого крест из двух веток прикрепляли над дверью или над окнами. Орешков старались собрать ка можно больше, ведь считалось: сколько орехов в доме – столько и радостей будет в семье.

На Третий Спас пекли пироги из муки нового урожая. Угощались сами и кормили ласточек. Почему ласточек? Да просто считали, что птицы, улетающие в теплые края, первые общаются с предками рода, тем более ласточки живут под крышей дома. Так появилось еще одно название – Хлебный Спас. Кроме того есть и другое название – Спас на полотне или Спас Холщевый, так как Третий спас считался самым удачным для торговли полотнами и холстами. Мамочки откладывали “спасовское” полотно, а потом из него шили для самых маленьких детей одежду, считалось, что она им принесет удачу.

Предыдущая запись Следующая запись