И вновь Богородице явился ангел, сообщив, что через три дня Она должна войти в рай, где Ее ожидает Ее Сын, и одарил пальмовой ветвью, которую Она, в свою очередь, вручила Св.Иоанну, сказав, чтобы несли эту ветвь впереди Ее гроба. Странники, посещающие Святую Землю, несли в руках листья пальмы - атрибут Девы Марии и многих святых и мучеников, символ воскрешения, мученичества и чистоты, победы Христа над смертью, Его триумфального вступления в Иерусалим, символ силы истины, справедливого и праведного человека, который, по словам автора Псалмов, будет процветать, подобно пальме, не сбрасывающей листву, не подверженной гниению, постоянно цветущей и приносящей плоды, которая ветвится и расцветает лучше, когда груз давит на ее вершину, и никакая тяжесть не может ее согнуть. Отсюда и пошло именование богомольцев пальмерами (паломниками), то есть «носителями пальмы». Человек «берет свою клюку и покидает город многолюдный», пускаясь «в путь неведомый и чудный». «В небесах зажгутся свечи провожающих зарю», человек идет далече…
Дол туманен, воздух сыр,
Туча небо кроет.
Грустно смотрит тусклый мир,
Грустно ветер воет.
Не страшися, путник мой,
На земле все битва;
Но в тебе живет покой,
Сила да молитва!
Вместе с появлением православия традиция хождения ко святым местам широко распространилась на Руси, но как и все внешние формы религиозной деятельности, была практически полностью прекращена в период Советской власти и возрождается заново среди православного населения страны. Паломничество - это уникальная возможность изучения истории, архитектуры, иконописи, ремесленных промыслов городов и монастырей, особенно тех, которые издревле являются культурными и духовным центрами; возможность прикоснуться и поклониться святыням и посетить освященные места, где, находясь в молитве, предстоя перед великим святым, испросить у Господа помощи как в духовном, так и телесном нашем выздоровлении, наших близких, а также в благих начинаниях; встретиться с насельниками монастырей, обителей, подвижниками, опытными в духовной жизни, духоносными отцами, способными дать необходимый на данный момент совет и наставление, сказать нам волю Божью; найти духовного руководителя; стяжать благодать Божию, получить исцеление души и тела; через трудные пути, дороги странствия приблизиться к источнику святости; это стремление к покаянию, духовному деланию, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к святыням; это путешествие, в котором на время забываем наши земные дела и суетные заботы, когда полнее и глубже, чем в повседневной жизни, ощущается дыхание вечности. Паломнические поездки по монастырям и храмам митрополит Кирилл называет одним из самых важных служений Церкви, включающим в себя свидетельство о Христе, научение людей, катехизацию, и средством воцерковления в современных условиях. Русь вместе с христианством приняла подвиг странствия для поклонения. Он стал неотъемлемой составляющей жизни русского человека-христианина. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые совершают паломничество в этот город, составляют около половины всех духовных странников мира. Почти два миллилона российских граждан совершают паломничество к святыням православной Руси. Паломнические поездки не одинаковы по своей сути и отличаются разным соотношением непосредственно паломничества и православного туризма.
Русская Православная Церковь разделяет эти понятия. В храм или монастырь, обитель можно приехать как на поклонение, так и на экскурсию. Туризм подразумевает посещение интересных мест, то есть проявление культурной жизни, а паломничество предполагает подготовительную духовную внутреннюю работу, «очищение души» и является проявлением жизни религиозной. Во время паломнической поездки основным фактором является не внешнее исполнение обрядов, а тот внутренний настрой, который царит в самом сердце, то духовное обновление, которое происходит с православным человеком. Поэтому святые отцы не приветствовали чрезмерное увлечение паломничеством, они считали, что частые паломничества превращаются в путешествия, которые совершаются из праздного любопытства, люди попадают в различные истории, впадают в искушения, в то время, как паломничество необходимо для душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила находим косвенное неодобрение тех, которые в своих странствиях «возносятся умом своим, яко ничто добро сотворивше, и погубляют мзду труда своего», тогда как, оставаясь дома, можно больше и лучше послужить Богу.
Но обратимся вновь к словам митрополита Кирилла: «Паломничество, поклонение святыням — это значимая часть полноценной церковной жизни, поэтому возрождение традиций богомолья (в обиходной народной речи “паломничество”), организация паломнической деятельности являются важнейшим общецерковным делом. И это служение нужно развивать, учитывая, с одной стороны, тысячелетнюю паломническую традицию нашей Церкви, с другой — сложившуюся в мире современную практику организации туризма». В настоящее время паломничество имеет и миссионерское значение: все чаще монастыри и храмы посещают люди нецерковные, для многих из них такая поездка — это первое соприкосновение с Церковью. Человек едет в монастырь, чтобы посмотреть на архитектурный памятник, он увлекается историей, его влечет туда эстетическое чувство, но вдруг в обители что-то изменится в его сознании и душе, он посмотрит на мир по-другому, возгорится его вера, откроются ум и сердце для восприятия слова Божия.